Через год бюджетные организации в своем большинстве перестанут существовать. Больше не будет ни государственных, ни муниципальных учреждений - их заменят так называемыми автономными организациями. Но, как часто это бывает, со сменой названия поменяется многое.
Изменения и мнения
Реформа бюджетной сферы готовится без шумихи. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, реформу трудно разглядеть под большим количеством слов. Вот, например, государственная дума приняла в первом чтении документ со скучным и мало говорящим названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Сколько таких "внесение изменений" проходит через их руки... Но в данном случае текст документа предполагает затронуть судьбу 328 тыс. бюджетных учреждений страны, из которых лишь 25 тыс. федеральные, а остальные - региональные и муниципальные! Краткое, но официальное изложение сути законопроекта таково - изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования. Для этого их с 1 января 2011 года переведут со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания, но предоставят право бюджетным учреждениям дополнительно зарабатывать и назовут это "автономными учреждениями". При этом государство устраняется от субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений, одновременно расширяя права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного (по отдельному списку). Кроме того, появится новый тип государственных и муниципальных учреждений - казенное учреждение. Они будут отличаться от автономных тем, что все их доходы будут зачисляться в соответствующий бюджет. До 1 января 2011 года устанавливается переходный период, в который и автономные, и казенные учреждения функционируют , по сути, в прежнем правовом режиме. А потом нововведения коснутся всех - от сельских школ до федеральных учреждений.
Независимые оценки и комментарии звучат гораздо более резко, чем процитированный с сайта правительства пересказ законопроекта. Например, парламентский корреспондент Лев Московкин назвал свой блог, посвященный пересказу обсуждения этого законопроекта в думе "Минфин опять отвязывает школы и больницы от бюджета и закона". Другие блоггеры вспоминали времена Горбачева, когда все должны были перейти на хозрасчет. Однако даже интернет-обсуждение этой темы нельзя назвать бурной. В остальной части общества принятый в первом чтении законопроект, можно сказать, остался практически незамеченным.
Доводы и проводы
Как оценивают будущее бюджетной сферы чиновники и сами бюджетники? Замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, которая представляла его депутатам госдумы, заявила, что бюджетные учреждения неэффективны, потому что сметное финансирование не связано с качеством услуг. И фактически бюджетные учреждения "приватизированы высшим менеджментом учреждения". По ее словам, Высшая школа экономики давно бьется за право стать автономным учреждением, но пока это очень сложно - "нужно полгрузовика документов". В России 328 тыс. бюджетных учреждений, и на их содержание расходуется 8 трлн руб. в год. При этом если говорить о федеральных учреждениях, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, то 40% их могли почти наполовину обеспечить свои потребности за счет доходов. Правда, федеральные бюджетные организации составляют лишь 7% от общего числа: Что же будет с интернатами, школами, театрами и прочими больницами, которые не могут похвастаться большими доходами?
В областном министерстве культуры ответили, что пока создано 3 государственных автономных учреждения культуры (ГАУК): театр драмы, театр кукол "Теремок" и областной центр народного творчества. Рассматриваются предложения и других учреждений по переходу в статус ГАУК - прежде всего, театров. Статус казенного предприятия в Саратове имеет лишь цирк, который является филиалом Федерального казенного предприятия "Росгосцирк". Статус государственных автономных учреждений, предполагающий большую творческую и экономическую свободу, могут получить не все организации. Министерство культуры области намерено контролировать процесс, следить за тем, чтобы новый статус автономных учреждений не подчинил творчество законам рынка. Сохраняются общие требования по количеству премьер в театральном сезоне, количеству сыгранных спектаклей текущего репертуара и обслуженных зрителей, театрально-концертному обслуживанию муниципальных районов области и т.д. Руководители ГАУК обязаны сохранять уровень заработной платы работников, сложившийся до перехода в новый статус, не ниже уровня соответствующих бюджетных учреждений.
Но как пояснил областной министр культуры Владимир Синюков, с 2010 года финансирование всех бюджетных учреждений культуры Саратовской области осуществляется через госзаказ. И хотя реформа проводится с целью оптимизировать бюджетные средства, в этом году уменьшать финансирование культуры никто не собирается: бюджет отрасли 2010 года - более 2,5 млрд руб, и экономия средств областного бюджета не планируется. Правда, тут же министр уточняет, что подведомственным ему учреждениям в этом году было выделено лишь 84,6% денег от контрольных показателей бюджета 2009-го. Но по итогам первого квартала планируется выделение дополнительных средств - 53 млн. Впрочем, на зрителях все эти пертурбации не отразятся - повышения стоимости услуг в ГАУК не будет.
Как рассказал министр соцразвития области Владимир Чернышев, из подведомственных ему учреждений в этом году в автономные были преобразованы 6: реабилитационные центры - "Ударник", "Пугачевский", "Волжские зори", центр соцобслуживания Волжского района Саратова, Саратовский дом-интернат и курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов.
Из слов министра можно сделать вывод, что именно они могут получить дополнительные доходы за счет расширения спектра услуг, не относящихся к государственным гарантиям, грантовых и спонсорских средств. Эти шестеро являются пилотным проектом, и по итогам полугодия их деятельность будет проанализирована, после чего чиновники составят план дальнейшей модернизации бюджетных учреждений. То есть примерно в июле станет ясно, сколько социальных учреждений станут автономными, а сколько - казенными предприятиями. Но новшества уже коснулись всех: с 1 января каждое учреждение, подведомственное министерству, переведено на государственное задание, что предполагает наличие для каждого из них индивидуального объема госуслуг, в соответствии с профилем работы, территориальным расположением и потребностями населения. На официальном сайте министерства соцразвития области можно найти перечень гарантированных услуг и паспорт каждой услуги. Министр уверяет, что новая система отношений между министерством и подведомственными учреждениями не может не сказаться на конкретном получателе услуги. Сам гражданин будет четко понимать, что ему гарантировано, по каким нормам и стандартам, в какие сроки. А цены здесь зависят от минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
Что будет со школами - большой вопрос. Министерство образования области заявило, что в их сфере только одно пилотное учреждение - "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования". Оно должно отработать вопросы нормативно-правовой базы, финансирования, введения бюджетной и внебюджетной деятельности автономных учреждений, отношения с заказчиками образовательных услуг в новом статусе. Как рассказал исполняющий обязанности ректора института, проректор по учебной работе и по переподготовке кадров Петр Пронин, фактически пока все остается, как есть: по закону государство обязано в ближайшее 3 года поддерживать финансирование на том уровне, что было до вступления закона в силу. Еще не понятно, как будет организован госзаказ: в этом году это был вопрос договоренности: институт предлагал, что он может сделать под тот объем субсидий, который министерство было готово обеспечить на этот год. И потом число педагогов, которые могут пройти переподготовку за счет государства, согласовывалось. Через 3 года, когда госфинансирование может быть уменьшено, институту придется наращивать коммерческую составляющую: привлекать учителей интересными для них курсами. Дело в том, что государство оплачивает переподготовку специалистов один раз в пять лет и только по их профилю. Соответственно те, кто хочет расширить свои возможности, должны платить за обучение сами. Петр Николаевич уточнил, что расценки саратовского института на данный момент имеют конкурентное преимущество перед аналогичными структурами Москвы и Санкт-Петербурга: у нас 140-часовая программа стоит 3 845 руб. (эту сумму, в том числе платит и бюджет), а в столицах подобное обучение обходится порядка 20 тыс. А вот что будет со школами в институте сказать не смогли. В министерстве же этот волнующий вопрос предпочли обойти стороной - видимо, решаться он будет тоже во второй половине года.
Можно сделать вывод, что хотя в ближайшем будущем резких перемен ждать не стоит, но уже скоро мы можем столкнуться с тем, что госзаказ на услуги бюджетных организаций уменьшится до таких малых величин, что будет почти не заметен. И наше привычное бесплатное образование и почти бесплатное медицинское обслуживание перестанут быть таковыми. После этого статью Конституции, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", можно будет просто вычеркнуть.